В этом тесте можно проверить себя на знание мифов Древней Греции. Если вы считаете, что хорошо помните древнегреческие сказания, читали Илиаду и прочие «писания» древнегреческих драматургов, то вам не составит труда пройти этот тест.
-
Question of
Кто изображен на монете?
-
Афина
-
Артемида
-
Афродита
-
Елена
Correct Wrong
На афинских серебряных и золотых монетах тетрадрахмах изображали Афину, богиню мудрости, и ее спутницу — сову. Такие монеты чеканились с конца VI до середины I века до н. э. и имели хождение по всей Греции.
-
-
Question of
Найдите на карте место, где живут греческие боги
-
Олимп
-
Афон
-
Троя
-
Афины
Correct Wrong
Боги живут на Олимпе — самой высокой горе в Греции. Поэтому их называют олимпийцами. Гора Олимп находится на севере страны, на границе между Фессалией и Македонией, недалеко от современных Салоник. Ее не следует путать с Олимпией на Пелопоннесе, где находилось святилище Зевса и проводились Олимпийские игры. Местом пребывания богов Олимп назван уже в поэмах Гомера. Например, в «Одиссее» гора описывается как нерушимая «обитель бессмертных» с идеальными погодными условиями:
-
-
Question of
Что было написано на яблоке, из-за которого поссорились три богини — Гера, Афродита и Афина?
-
Прекраснейшей
-
Величайшей
-
Мудрейшей
-
Царице морской
Correct Wrong
Богиня раздора Эрида, которую однажды не позвали на праздник, от обиды подбросила приглашенным яблоко с надписью «Прекраснейшей». Гера, Афина и Афродита поспорили, кому из них должно принадлежать яблоко. Разрешить спор они попросили Париса, сына троянского царя. Каждая из богинь попыталась склонить Париса на свою сторону, пообещав ему за это разные награды. Его прельстило предложение Афродиты: она пообещала ему любовь любой женщины, которую он выберет. Этой женщиной стала жена царя Спарты Елена. Так началась Троянская война.
-
-
Question of
Кто из греческих богов изображен на картине?
-
Зевс
-
Гера
-
Посейдон
Correct Wrong
Это картина Феликса Валлоттона «Похищение Европы» 1908 года. На ней изображен сюжет мифа о том, как Зевс похитил дочь финикийского царя Европу, превратившись в быка. Он увез ее на остров Крит, и там она родила ему троих сыновей — в том числе будущего царя Миноса. Зевс вообще редко являлся своим возлюбленным в собственном облике. Так, к Леде он явился в виде лебедя, к Данае — в виде золотого дождя, а чтобы соблазнить будущую мать Диониса Семелу, превращался по очереди в орла, быка, льва и змею.
-
-
Question of
О какой греческой богине идет речь в этих строках?
…с женами сводит земными богов всеблаженных, И сыновей они смертных бессмертным богам порождают, Как и с мужами земными богинь она сводит блаженных.-
Об Афродите
-
О Деметре
-
Об Афине
-
Об Эос
Correct Wrong
Это фрагмент гимна, обращенного к Афродите. По мнению большинства исследователей, он был написан в VII–VI веках до н. э. Афродита — богиня любви, красоты, плодородия и деторождения. Обычно именно она (часто с помощью своего сына Эрота) внушает богам и людям влюбленность, которой они не способны сопротивляться.
-
-
Question of
По какому случаю Сапфо написала этот гимн?
Эй, потолок поднимайте, —
О Гименей! —
Выше, плотники, выше!
О Гименей!-
Свадьба
-
Похороны
-
Строительство нового дома
-
Рождение ребенка
Correct Wrong
Вот дошедший до нас фрагмент этого гимна Сапфо целиком: Эй, потолок поднимайте, — О Гименей! — Выше, плотники, выше! О Гименей! Входит жених, подобный Арею, Выше самых высоких мужей. Гименей, или Гимен, — бог свадьбы. Во время свадебной церемонии греки пели гимны с припевом — обращением к этому божеству. Свадебная песнь называлась «гименей» и «эпиталамий». Это праздничные песни, обычно восхваляющие жениха. У Сапфо он сравнивается с богом войны Ареем, или Аресом: греческие боги вообще отличались от людей своим необычайно высоким ростом. В трагедии Еврипида «Троянки» безумная пророчица Кассандра поет гименей себе самой, предвидя, как ее увезет пленной наложницей в Аргос царь Агамемнон: Гляди, гляди На жениха. Как сияет он! В Аргос для ложа царева я Еду, невеста блаженная… О Гименей, о Гименей… Радостный настрой свадебной песни усиливает контраст с ужасом и страданием персонажей трагедии.
-
-
Question of
Какой внутренний орган клюет орел, посланный Зевсом?
-
Печень
-
Желудок
-
Легкие
-
Сердце
Correct Wrong
Это фрагмент росписи чернофигурного килика (плоской чаши на ножке). На нем изображен титан Прометей, наказанный Зевсом за то, что втайне от богов принес людям огонь. Каждый день орел клевал его печень, каждую ночь она вырастала заново, и так продолжалось, пока Геракл не застрелил орла из лука. В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» (впрочем, ученые спорят о ее авторстве) титан прикован к скале на краю земли в Скифии, где-то недалеко от Грузии и Азовского моря.
-
-
Question of
Как выглядела Химера?
-
Химера
-
No
-
3
-
4
Correct Wrong
В «Илиаде» описывается, как царь Ликии Иобат, которому нужно было погубить Беллерофонта, Юноше Беллерофонту убить заповедал Химеру Лютую, коей порода была от богов, не от смертных: Лев головою, задом дракон и коза серединой, Страшно дыхала она пожирающим пламенем бурным. Как рассказывает Гесиод, Химера была дочерью нимфы Ехидны (полуженщины-полузмеи) и великана Тифона, сына Тартара и Геи.
-
-
Question of
К какой богине обращается поэт в начале «Илиады» Гомера: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…»?
-
К Музе, богине поэзии
-
К Афине, богине войны
-
К Эриде, богине раздора
-
К Афродите, богине любви
Correct Wrong
Греческие поэты часто обращались к Музе или музам как к своим покровительницам и помощницам. Всего было девять муз, богинь наук и искусств. На разных жанрах поэзии специализировались Каллиопа (эпос), Эвтерпа (лирика), Мельпомена (трагедия), Талия (комедия), Эрато (любовная лирика) и Полигимния (гимны). По одной из версий, музы, дочери Зевса, живут на горе Геликон. Гесиод в поэме «Теогония» подробно описывает, как в юности он встретился с ними, когда пас овец возле этой горы, и они сами обратились к будущему поэту с такими словами: Эй, пастухи полевые, — несчастные, брюхо сплошное! Много умеем мы лжи рассказать за чистейшую правду. Если, однако, хотим, то и правду рассказывать можем! После этого музы выдали Гесиоду посох и внушили поэтический дар. Еще один пример обращения к музам можно найти во второй песни «Илиады» Гомера. Начиная свой знаменитый список кораблей ахейцев, отплывших в Трою, Гомер просит муз сообщить ему точное число кораблей, воинов и имена греческих полководцев, так как на свою собственную память он не надеется.
-
-
Question of
Какие греческие герои выжили после потопа и дали начало новому человечеству?
-
Девкалион и Пирра
-
Ной, Сим и Хам
-
Прометей и Эпиметей
-
Утнапиштим и Зиусудра
Correct Wrong
В греческом мифе о потопе спаслись муж и жена — Девкалион, сын титана Прометея, и Пирра, дочь титана Эпиметея. По совету Прометея они соорудили ящик, в котором провели девять дней и девять ночей. Когда вода сошла, они вышли на сушу и воспроизвели человеческий род, бросая камни за спину — из камней появлялись люди. Великий потоп описан в самых разных мифологиях. Так, в шумерском «Эпосе о Гильгамеше» персонажа, выжившего во время потопа, зовут Утнапиштим. В библейской истории в потопе спасается праведник Ной с сыновьями Симом, Хамом и Иафетом и их семьями.
-
-
Question of
В храм какого бога греки приходили спать?
-
Асклепия
-
Геракла
-
Афродиты
-
Гелиоса
Correct Wrong
Асклепий был богом-врачевателем. В его храмах больных клали спать, часто на коже принесенного в жертву барана. Во сне к ним приходил сам бог и исцелял их — или давал советы, как вылечиться. Затем жрецы толковали сновидения, чтобы определить средства лечения. Эта процедура называлась «инкубация».
-
-
Question of
Что здесь изображено?
-
Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой
-
Афина и Посейдон решают основать в этом месте Афины
-
Семейная ссора Афродиты и Ареса
-
Аполлон и Афина спорят из-за войны между троянцами и греками
Correct Wrong
Афина и Посейдон конкурировали за обладание Аттикой: сначала Посейдон высек своим трезубцем источник морской воды на Акрополе, а затем Афина вырастила рядом с источником оливковое дерево. Судьи признали Афину победительницей. В разных версиях мифа решение принимали разные персонажи. Среди них первый царь Аттики Кекроп — змей, рожденный из земли, его сын Эрисихтоний, олимпийские боги, Зевс или даже все население Афин.
-
-
Question of
Какая река подземного царства была гарантией верности клятв богов?
-
Стикс
-
Кокит
-
Ахеронт
-
Лета
Correct Wrong
Стикс — богиня реки, текущей в Аиде, олицетворение первобытного ужаса и мрака. Зевс приказал богам клясться водами Стикса после того, как она сама, а также ее дети, в том числе богиня победы Ника, встали на сторону богов в войне с титанами.
-
-
Question of
Какое животное Сократ хотел бы принести в жертву богу Асклепию перед смертью?
-
Петуха
-
Мышь
-
Лошадь
-
Змею
Correct Wrong
Последние слова Сократа переданы его учеником Платоном в диалоге «Федон»: «Холод добрался уже до живота, и тут Сократ раскрылся — он лежал, закутавшись, — и сказал (это были его последние слова): — Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте. — Непременно, — отозвался Критон. — Не хочешь ли еще что-нибудь сказать? Но на этот вопрос ответа уже не было». Петух считался священным животным бога-врача Асклепия, и его приносили в жертву в благодарность за исцеление. Слова Сократа парадоксальны, ведь Асклепию молились, чтобы сохранить жизнь и отогнать смерть. Возможно, Сократ таким образом поблагодарил Асклепия за смерть — лучшее лекарство от жизни, или даже за рождение души к новой лучшей жизни. Согласно другому объяснению, Сократ хотел принести благодарственную жертву Асклепию, пророчествуя перед смертью о выздоровлении своего ученика Платона, который в это время был болен и не смог присутствовать с другими учениками при последних часах жизни учителя. Еще одна интерпретация гласит, что ученики должны были поблагодарить Асклепия за то, что их души исцелены философией. А может быть, Сократ, почувствовав приближение смерти, захотел вернуть долг богу медицины за то, что яд (специально приготовленный медиками-профессионалами) сработал и «переселение из этого мира в иной было удачным».
-
-
Question of
Кто автор этого щита?
-
Гефест
-
Афина
-
Сторукие гиганты
-
Циклопы
Correct Wrong
В «Илиаде» описано, как во время Троянской войны Ахилл поссорился с Агамемноном и отказался продолжать участие в войне. После этого троянское войско подступило к ахейским кораблям и Гектор, вождь троянцев, поджег один корабль. Тогда Ахилл разрешил своему другу Патроклу надеть его доспехи и, притворившись им, отогнать врагов. Но Патрокл погиб в этой битве. Бог-кузнец Гефест за одну ночь выковал для Ахилла новые доспехи, благодаря которым тот обратил троянцев в бегство и победил в решающем поединке Гектора. Самым примечательным из сотворенных Гефестом доспехов был щит: Множество дивного бог по замыслам творческим сделал. Там представил он землю, представил и небо, и море, Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц, Все прекрасные звезды, какими венчается небо. В частности, на земле Гефест изобразил два города, в одном из которых провожают невест и спорят о штрафе за убийство, а другой осажден вражескими войсками, а также поля, виноградный сад, стада волов и овец, хоровод прекрасных юношей и девушек на острове Крит и реку Океан.
-
-
Question of
Как олимпийские боги узнавали, что люди совершают жертвоприношения?
-
По дыму, поднимающемуся от сжигаемого мяса жертвы
-
На Олимп отправляли голубя с письмом
-
Жрец сообщал об этом на ухо статуям богов
-
По крикам жертвенного животного
Correct Wrong
Греки считали, что боги принимают жертвы в виде дыма, который поднимается от алтарей на небо. В комедии Аристофана «Птицы» птичий город Тучекукуйщина (в переводе Адриана Пиотровского; в оригинале —Nephelokokkugía), построенный в воздухе, загораживает собой землю и не дает дыму подниматься к богам. В результате боги голодают и вынуждены прислать посольство к жителям Тучекукуйщины для переговоров.
-
-
Question of
Какой бог явился афинянину Фидиппиду, когда он бежал в Спарту за помощью против персов?
-
Пан
-
Афина
-
Посейдон
-
Арес
Correct Wrong
Культ бога Пана появился в Афинах после 490 года до н. э. Как рассказывает Геродот, в Греко-персидскую войну, накануне битвы при Марафоне, афиняне отправили в Спарту лучшего бегуна, чтобы попросить о помощи. По дороге, когда гонец пробегал через Аркадию, ему явился бог Пан и спросил, почему афиняне не почитают его, хотя он им помогал раньше и обещает помочь в будущем. Привести спартанцев гонцу не удалось, но сражение тем не менее было выиграно, и афиняне построили Пану святилище на склоне Акрополя.
-
-
Question of
О какой статуе идет речь в этой эпиграмме?
Видя Киприду на Книде, Киприда стыдливо сказала:
«Горе мне, где же нагой видел Пракситель меня?»-
Yes
-
No
-
3
-
4
Correct Wrong
Киприда — имя-эпитет богини Афродиты. Эта эпиграмма посвящена статуе Афродиты Книдской скульптора Праксителя (IV век до н. э.). Сама статуя не сохранилась, известны только ее копии. Согласно античному преданию, Пракситель сделал моделью для статуи гетеру Фрину. Это первая скульптура полностью обнаженной женщины в греческом искусстве: в классическую эпоху V века богини изображались в одежде. Плиний рассказывает, что жители острова Кос заказали Праксителю изваять статую Афродиты. Он сделал две: нагую и полностью одетую. Заказчики пришли в ужас от обнаженной статуи и купили одетую. А жители города Книд не только купили раздетую богиню, но и поставили ее в святилище под открытым небом, так чтобы ее можно было видеть со всех сторон, и она быстро стала достопримечательностью всего античного мира. В другой эпиграмме Афродита задает тот же вопрос, подсчитывая все случаи, когда она являлась людям в таком виде: «Нагой меня видел Парис, Анхиз и Адонис. Я знаю только про этих троих. А Пракситель-то откуда?» Анхиз и Адонис были смертными любовниками богини, а Парис должен был судить о красоте трех богинь, в том числе Афродиты.
-
-
Question of
Почему Дельфийский оракул зимой был недоступен для консультаций?
-
Аполлон на зиму уезжал в Гиперборею
-
Зимой из расселины, над которой находился оракул, переставали подниматься одуряющие пары — и Пифия не могла достичь нужного для предсказаний состояния
-
В Дельфах зимой холодно, а жрецам храма Аполлона было нечем топить
-
У Пифии зимой был отпуск
Correct Wrong
Пророческие консультации проводились в святилище Аполлона в Дельфах в седьмой день каждого месяца (в день рождения Аполлона — греки отмечали дни рождения богов ежемесячно), кроме трех зимних. На зиму Аполлон отправлялся в Гиперборею — идеальную страну на крайнем севере (за северным ветром Бореем). Он возвращался в Дельфы седьмого числа лунного месяца бисия (примерно в феврале) и снова начинал отвечать на вопросы желающих. Во время отсутствия Аполлона его святилище занимал бог Дионис. Возможно, в это время на горе Парнас совершались священные дионисийские обряды — вакханалии.
-
-
Question of
Какая статуя была создана на основе следующих трех стихов из «Илиады» Гомера?
Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный.-
Yes
-
No
-
3
-
4
Correct Wrong
О том, что эти стихи вдохновили Фидия на создание грандиозной статуи Зевса в Олимпии (Кронид — это Зевс, сын Крона), одного из чудес света, рассказывает древнегреческий историк Страбон (64–63 годы до н. э. — ок. 24 года н. э.): «О Фидии сообщают, что, когда Панен спросил его, по какой модели он будет создавать образ Зевса, он ответил, по той, которая представлена Гомером в следующих стихах: Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями: Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный. Действительно, это описание кажется прекрасным как в отношении прочих деталей в данном отрывке, так и в отношении „бровей“, потому что поэт заставляет наше воображение представить себе некий могучий образ и могучую силу, достойную Зевса…»
-
-
Question of
Какой общий эпитет был у богов Зевса, Посейдона, Афины и Гигии (богини здоровья)?
-
Спаситель/Спасительница
-
Дельфийский/Дельфийская
-
Горный/Горная
-
Отец/Мать
Correct Wrong
Спаситель (Сотер) или Спасительница (Сотейра) — распространенный эпитет греческих богов. При этом само имя бога или богини могло быть пропущено. К богам с таким эпитетом обращались с молитвой о здоровье (поэтому так часто называли богов-целителей) и безопасности — как личной, так и общегражданской. В Афинах совместный культ Зевса Сотера и Афины Сотейры должен был защищать свободу государства. Посейдон Сотер спасал моряков и корабли. Спасение включало военные победы: во время морской битвы с персами при Артемисии греки совершили благодарственные молитвы и возлияние Посейдону Сотеру за то, что он послал шторм, который помог грекам победить.
-
-
Question of
Какой алтарь посредине агоры в Афинах был символическим центром города, от которого отсчитывали расстояние до других мест?
-
Алтарь двенадцати богов
-
Алтарь морских божеств
-
Алтарь мира
-
Алтарь демократии
Correct Wrong
Расстояния отсчитывали от алтаря двенадцати богам, который в VI веке до н. э. построил в северо-западном углу агоры тиран Писистрат. Поэт Пиндар (VI–V века до н. э.) в одном дифирамбе обращается к богам, которые приходят к дымящемуся благовониями «омфалу» в священных Афинах. Словом «омфал» назывался камень в Дельфах, который считался пупом земли, — таким образом, Пиндар уподобляет алтарь двенадцати богам центру мира. Алтари двенадцати богам были также в Олимпии (там их, по легенде, установил Геракл) и в святилище на Делосе. Культ двенадцати богов существовал во многих местах Греции. Состав двенадцати не был всегда и везде одинаковым. Какие именно боги почитались на афинской агоре, точно неизвестно. Чаще всего к ним относятся Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Арес, Афродита, Гермес, Афина, Гефест и Гестия. Иногда включают Диониса, Геракла и Аида. В одной версии (в Олимпии) даже Крон и Рея попадают в их число, хотя они принадлежат к поколению титанов, а не олимпийских богов. Несмотря на вариации, общее число двенадцать всегда сохранялось.
-
-
Question of
Что в Аттике обычно находилось рядом с храмом Геракла?
-
Гимнасий
-
Театр
-
Бордель
-
Больница
Correct Wrong
Геракл считался покровителем спорта и основателем атлетических олимпийских состязаний, поэтому рядом с его храмами располагались гимнасии — места для спортивных упражнений. Занятия в гимнасии (или палестре) были частью образования греческого юноши, поэтому при святилищах Геракла устраивали не только гимнасии для физического воспитания, но и интеллектуальные учебные центры — протоуниверситеты. Философские школы Афин располагались при крупнейших гимнасиях: школа Платона — в гимнасии в роще героя Академа, школа Аристотеля — в гимнасии под названием Ликей при храме Аполлона, а школа киников получила название от гимнасия при храме Геракла в Киносаргах, где они собирались.
-
-
Question of
С каким народом пируют боги, согласно Гомеру?
-
С эфиопами
-
С персами
-
С критянами
-
Со скифами
Correct Wrong
Гомер пишет, что эфиопы живут на краю земли у реки Океан. Солнце там во время восхода и заката очень близко подходит к земле — именно таким образом греки объясняли этимологию слова «эфиопы» («с обожженными лицами»). В поэме Гомера «Илиада» Зевс проводит в стране праведных эфиопов двенадцать дней и пирует там вместе с ними. В «Одиссее» у эфиопов гостит и принимает жертвенных быков и баранов Посейдон.
-
-
Question of
Какой богине афинские полководцы ежегодно приносили жертвы на агоре?
-
Демократии
-
Нике
-
Гекате
-
Иcиде
Correct Wrong
Божественная персонификация демократии возникла в Афинах довольно поздно, в конце V — IV веке до н. э., когда афиняне стали почитать также богиню Тюхе (Удачу) и Эйрену (Мир). Вероятно, особое почитание Демократии как богини ввели в 403 году до н. э. в честь восстановления в Афинах демократии после правления Тридцати тиранов. На агоре богине установили статую, а стратеги должны были приносить ей жертвы. На афинской агоре была сделана роспись, изображавшая богиню Демократию рядом с Тесеем и Демосом, олицетворением афинского народа. По сообщению ученого путешественника II века Павсания, эта роспись отражала популярное представление о том, что мифический герой Тесей установил в Афинах демократическое устройство. Также Демократия увенчивает венком сидящего старика Демоса на стеле IV века, где высечен закон против тирании.
-
-
Question of
Хеттский миф о том, как бог грозы боролся с драконом Иллуянкой, похож на греческий миф о битве Зевса с Тифоном. В хеттской версии бог теряет сердце и глаза. А что теряет Зевс?
-
Сухожилия
-
Пятки
-
Глаза и нос
-
Печень
Correct Wrong
Тифон был чудовищем, порожденным Землей-Геей и Тартаром. По описанию Гесиода, у него из плеч росли сто огнедышащих змей. Тифон вступил в битву с Зевсом за власть над богами и людьми, и Зевс поразил его ударом молнии. В одном из вариантов мифа Тифон сначала отрезал Зевсу сухожилия на руках и ногах и бросил их в пещеру, а сторожить вход поставил дракона. Но Гермес сумел выкрасть сухожилия, после чего Зевс восстановил силы и победил Тифона. По другой версии, Тифон украл сухожилия, и Зевс послал за ними героя Кадма. Кадм сыграл для Тифона на флейте и сообщил, что, будь у него струны для кифары, музыка была бы еще прекраснее. Тифон предложил использовать в качестве струн сухожилия — и таким образом Зевс получил их обратно. В хеттском мифе дракон Иллуянка крадет сердце и глаза бога грозы. После этого один из сыновей бога женится на дочери Иллуянки и требует в качестве приданого сердце и глаза своего отца. Получив их, бог выздоравливает и побеждает дракона.
-
-
Question of
По мнению философа Ксенофана, если бы лошади умели рисовать и лепить статуи, кем бы были их боги?
-
Лошадьми
-
Быками
-
Кентаврами
-
Людьми
Correct Wrong
Древнегреческий философ Ксенофан (VI–V века до н. э.) критиковал поэтов Гомера и Гесиода за то, что в мифах они изобразили богов ворами, прелюбодеями и обманщиками. Он полагал, что человеческие представления об антропоморфных богах субъективны: Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы, Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы… Это же он имеет в виду, когда пишет в другом фрагменте: Если быки, или львы, или кони имели бы руки Или руками могли рисовать и ваять, как и люди, Боги тогда б у коней с конями схожими были, А у быков непременно быков бы имели обличье Словом, тогда походили бы боги на тех, кто их создал. Фрагменты поэм Ксенофана показывают, что греки (по крайней мере некоторые) достаточно рано наряду с традиционными религиозными представлениями о политеистическом пантеоне имели философское учение о едином, вечном и бестелесном боге. За такие представления Ксенофана ценили и любили цитировать раннехристианские апологеты, благодаря чему до нас и дошли отрывки его сочинений.
-