Тест по сказкам и былинам Владимирского края

  • Вопрос из

    От кого Илья Муромец получил меч-кладенец?

    • От князя Владимира Красное Солнышко
    • От богатыря Святогора
    • От калик перехожих вместе с целебной водой
    • Нашел сам в логове Соловья-разбойника

    Правильно Ошибка

    Меч‑кладенец Илья Муромец получил от богатыря Святогора. Как это произошло (по былине): Илья Муромец встретился со Святогором — древним и могучим богатырём, который превосходил силой всех прочих витязей. Между ними состоялось состязание, после которого богатыри «побратались»: Святогор стал старшим братом, Илья — младшим. Святогор обучил Илью богатырским премудростям. Позже они нашли огромный гроб. Святогор лёг в него, но не смог выбраться — гроб оказался для него роковой ловушкой. Перед кончиной Святогор передал Илье свой меч‑кладенец и часть богатырской силы, тем самым передав звание главного защитника Русской земли. Значение эпизода: Передача меча символизирует преемственность богатырской силы: от древнего, уходящего поколения — к новому, которому предстоит защищать Русь. Меч‑кладенец в эпосе — не просто оружие, а знак избранности и особой миссии героя.

  • Вопрос из

    Вспомните правильное название сказки, популярной в Гороховецком районе

    • Дурак и липа
    • Дурак и береза
    • Дурак и дуб
    • Дурак и ива

    Правильно Ошибка

  • Вопрос из

    Какое растение появилось на месте упокоения Петра и Февронии Муромских по версии известной сказительницы А. Корольковой?

    • Рябина
    • Черемуха
    • Шиповник
    • Ромашка

    Правильно Ошибка

    Версия Анны Корольковой (рябина): Как я указал ранее, известная воронежская сказительница Анна Николаевна Королькова в своей записи сказа "Пётр и Феврония" конкретно упоминает рябину: "И вот поутру видят – вместо отдельных гробов – один общий гроб, а на том месте две зеленые рябины выросли, и ветви их переплелися." Эта версия считается наиболее авторитетной и распространенной, так как записана от самой Корольковой. В самой же оригинальной древнерусской "Повести о Петре и Февронии Муромских" (авторства Ермолая-Еразма) чудом является только то, что тела святых супругов, положенные в разные гробы, чудесным образом оказываются вместе в одном общем каменном гробу. Мотив с проросшими деревьями – это уже более поздняя, народная, устная или литературная интерпретация, усиливающая сказочный и символический элемент истории.

  • Вопрос из

    Во Владимирской губернии была популярна сказка “Напуганные волки”. А кто, собственно, напугал хищников?

    • Хитрый крестьянин
    • Иван-дурак
    • Кот и баран 
    • Петушок-Золотой гребешок

    Правильно Ошибка

  • Вопрос из

    В каком городе по легенде княжили святые Борис и Глеб?

    • В Суздале
    • Во Владимире
    • В Муроме
    • В Стародубе

    Правильно Ошибка

    Согласно летописным источникам, святые князья Борис и Глеб княжили в разных городах: Борис — в Ростове, а Глеб — в Муроме.

  • Вопрос из

    Вернемся к Илье Муромцу. Вспомните, как звали актера, который первым его сыграл в кино?

    • Валерий Соловьев
    • Дмитрий Быковский-Ромашов
    • Борис Андреев 
    • Алексей Дмитриев

    Правильно Ошибка

    Первого в кино Илью Муромца сыграл Борис Андреев — в фильме «Илья Муромец» (1956) режиссёра Александра Птушко. Ключевые детали: Фильм: «Илья Муромец» (1956) — первый советский широкоэкранный художественный фильм. Режиссёр: Александр Птушко. Исполнитель роли: Борис Андреев. Его мощная фактура и глубокий голос идеально подошли для образа народного богатыря. Значение роли: эта работа закрепила за Андреевым амплуа эпического героя; он стал фактически «каноническим» кино-Ильёй Муромцем советской эпохи. Дополнительно В фильме также снялись: Шукур Бурханов (Калин‑царь), Андрей Абрикосов (князь Владимир), Наталья Медведева (княгиня Апраксия), Нинель Мышкова (Василиса). Картина сочетает фольклорные мотивы с масштабными батальными сценами; в съёмках участвовало свыше 10 000 солдат‑статистов и 1 100 лошадей. Фильм был отреставрирован на «Мосфильме» в 2001 году. Таким образом, Борис Андреев — первый актёр, воплотивший Илью Муромца в полнометражном кино.

  • Вопрос из

    Богатырь Суровец Суздалец сразил татарского царя в поединке. Откуда родом герой?

    • Из Судогды 
    • Из Суздаля
    • Из Суромны
    • Из Судака 

    Правильно Ошибка

    Согласно былинной традиции, Суровец Суздалец родом из Суздаля (Суздальской земли). Почему так: В самом имени героя — «Суздалец» — содержится прямое указание на место происхождения. В русском эпосе подобные прозвища (Илья Муромец, Алёша Попович) обычно фиксируют родную землю богатыря. В цикле былин о «заезжих удальцах» (к которым относят Суровца) прозвище‑топоним служит маркером: герой — не киевский дружинник, а пришлый воин, пришедший служить князю Владимиру из своего края. Для Суровца этим краем назван Суздаль. Важные уточнения: Версия о связи имени «Суровец» с крымским Сурожем (Судаком) существует, но она не отменяет указания «Суздалец». В фольклоре возможны двойные обозначения: «Суровец» может отражать: либо «дальний» статус героя (связь с южными землями через торговлю или поход); либо характеристику («суровый воин»), а не топоним. Однако географическое уточнение «Суздалец» остаётся основным и буквальным: это суздальский богатырь. Итог: по былине, Суровец Суздалец — из Суздаля.

  • Вопрос из

    В 1829 году О.М. Сомов опубликовал сказку о медведе Костоломе, который нападал на жителей Владимирщины. Кто победил зверя?

    • Хитрый сельский староста Вавила
    • Ну, конечно, Илья Муромец!
    • Удалой Иван-купецкий сын
    • Князья Борис и Глеб

    Правильно Ошибка

    Зверя победил Иван, купецкий сын. Как это произошло (кратко): Иван пришёл в селение близ муромского леса, где свирепствовал медведь Костолом. Он взял с собой лишь тяжёлый железный аршин (весом в 12 пудов). Отправившись в лес, Иван одолел медведя: оседлал его, толкая под бока каблуками, и пригнал к деревне. Затем схватил свой аршин и единым махом раскроил медведю череп. Отказавшись от награды, Иван оставил крестьянам медвежью шкуру как символ избавления от страха и отправился дальше по своим делам. Источник: сказка Ореста Михайловича Сомова «Сказка о медведе Костоломе и об Иване, купецком сыне» (1829).

  • Вопрос из

    Есть цикл историй о колдуне Агаве, который жил в Шуйском уезде Владимирской губернии. Чем знаменит этот персонаж?

    • Вылечил русского царя от дурной болезни
    • Проклял татар, и те не причинили вреда родной деревне Агава
    • Разбойничал на дорогах и превратил свадебную процессию в волков
    • Погубил богатыря Алешу Поповича

    Правильно Ошибка

    Согласно местным быличкам и бывальщинам, колдун Агава: разбойничал на лесных дорогах, нападая на путников; обладал даром оборотничества (чаще всего превращался в волка); однажды напал на свадебную процессию и заколдовал её, обратив всех участников в волков. Как это обычно описывается Засада на дороге. Свадебный поезд (невеста, жених, дружки, сваты, музыканты) едет через глухой лес или овраг, где хозяйничает Агава. Колдовское деяние. Колдун произносит заговор, машет рукой/платком, бросает особый предмет — и вся процессия мгновенно оборачивается стаей волков. Последствия. Люди теряют человеческий облик и разум, бегут в лес. Иногда в сказаниях фигурирует условие для обратного превращения (пропеть пасхальный тропарь, коснуться церковного колокола, дождаться определённого дня). Развязка. В одних вариантах колдун погибает от рук односельчан или праведника, и чары спадают. В других — часть превращённых так и остаётся волками до конца дней. Фольклорный контекст Мотив оборотничества связан с архаичными представлениями о «волчьих» колдунах (волколаках), способных наводить морок и управлять звериной сущностью. Свадьба как уязвимый момент. В народной традиции свадебный обряд — пограничное состояние, когда люди особенно подвержены нечистой силе; потому именно свадебные процессии часто становятся жертвами колдовства в быличках. Локальная привязка. В шуйских рассказах Агава — не абстрактный злодей, а «хозяин» конкретных мест (лесов, болот, заброшенных хуторов), что усиливает достоверность повествования для местных жителей. Почему именно волки Волк — традиционный образ дикой, неукротимой силы, противопоставленной человеческому миру. Превращение в волка символизирует утрату человеческого статуса и социальной связи (семья, род, община), что для крестьянина было одной из самых страшных кар. В ряде сказаний оборотничество трактуется как наказание за грех или нарушение обряда (например, если свадьба шла в «недобрый» час). Итог: в фольклоре Шуйского уезда колдун Агава знаменит тем, что разбойничал на дорогах и, согласно преданиям, обратил свадебную процессию в стаю волков — типичный для восточнославянской демонологии сюжет о колдуне‑волколаке и его губительной силе.

  • Вопрос из

    Поговорим о современных произведениях. Знаете главного героя “Сказаний о земле Киржачской”?

    • Это Медвежонок
    • Это Львенок
    • Это Совенок
    • Это Соколик

    Правильно Ошибка

    Главный герой «Сказаний о земле Киржачской» — Белый Совёнок. Детали: Автор цикла — Евгений Фёдоров, уроженец города Киржач. В серию входит 14 сказок, где Белый Совёнок выступает как правнук Мудрой Совы — сказочного символа‑оберега Киржача, изображённого на гербе города. Белый Совёнок путешествует по родным местам, и через его приключения раскрывается история Киржачской земли: ремесла (например, мастерство аргунов — местных плотников), связь с космонавтикой и другие особенности края. Образ Совенка построен на местной традиции: в старину окрестные леса были богаты белыми совами, что и легло в основу сказочного персонажа.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.7 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Популярные
Новые Старые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Вход

Забыли пароль?

Забыли пароль?

Enter your account data and we will send you a link to reset your password.

Your password reset link appears to be invalid or expired.

Log in

Privacy Policy

Add to Collection

No Collections

Here you'll find all collections you've created before.

Прокрутить вверх