Карл Юнг использовал метод свободных ассоциаций в качестве детектора лжи, так как он помогал установить мотивацию личности. Благодаря этой технике человек может прийти к осознанию того, что его гложет и приступить к устранению фпсихологических проблем. Упражнение “16 ассоциаций” действует подобно ассоциативному тесту Юнга, его выполнение не займет более 15 минут. Если Вы хотите лучше разобраться в собственных чувствах и понять, что Вам на самом деле нужно – ассоциативный тест Юнга – непревзойденный помощник в этом деле.
Как выполнять Ассоциативный тест Юнга?
Для выполнения этого теста-упражнения вам потребуется лист бумаги и карандаш. Важно, чтобы во время прохождения вас никто и ничто не отвлекало, и вы могли полностью погрузиться в свои мысли. Мы бы рекомендовали сначала выполнить текущий шаг, а потом переходить к следующему.
Шаг 1
Кратко сформулируйте проблему, для которой вы ищете решение. Например, «Отношения с партнером/родителями», «Проблемы с коллегами» или просто «Коллеги», «Партнер», «Родители» и т.д.
Шаг 2
В столбик запишите 16 ассоциаций к выбранной проблеме/теме. Пишите все, что приходит в голову, даже если с логической точки зрения это кажется смешным, абсурдным, из другой темы и пр. Ассоциаций должно быть именно 16 – пронумеруйте их.
Шаг 3
Соедините парами соседние ассоциации (1 и 2, 3 и 4, 5 и 6, 7 и 8 и т.д.) и придумайте к каждой паре объединяющую их ассоциацию. Их должно получиться 8. Вновь записанные слова/сочетания также объедините в пары и запишите общие ассоциации для них. И так, пока у вас не останется одна ассоциация – ключевое слово/понятие.
Ваши записи должны выглядеть примерно так:
1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | ||||
3 | 2 | |||
4 | ||||
5 | 3 | 2 | ||
6 | ||||
7 | 4 | |||
8 | ||||
9 | 5 | 3 | 2 | |
10 | ||||
11 | 6 | |||
12 | ||||
13 | 7 | 4 | ||
14 | ||||
15 | 8 | |||
16 |
Шаг 4 – расшифровка
Полученное ключевое слово и есть тот самый главный образ, главная ассоциация, которую вам посылает подсознание. Именно от нее стоит отталкиваться. Повторимся, что фактически интерпретировать результат можете только вы (при необходимости – совместно с психологом). Важно подумать и понять, почему возник именно такой образ. О чем он вам говорит? Это может быть истинная мотивация или желание, скрытый страх, внутреннее препятствие или установка, которая вам мешает, проблема, спрятанная будто совсем в другой области. Обратите внимание на то, совпадает ли область вашего вопроса и сфера, в которой лежит ключевое слово. Если не совпадает, то с чем это может быть связано?
Также полезно проанализировать получившиеся столбцы слов. Каждый столбец – это фактически погружение в бессознательное шаг за шагом. Ключевое слово мы уже обсудили, посмотрим на слова перед ним.
Обычно первые 16 ассоциаций (первый столбец) – это поверхностный уровень. То есть то, что связано с рассматриваемым вопросом на более или менее сознательном уровне. Это могут быть ваше отношение к проблеме, ее восприятие на сознательном уровне, внешняя мотивация и внешние цели (как свои собственные, так и навязанные извне), социальные и общественные установки, которых вы придерживаетесь (или не придерживаетесь, но они вас все равно заботят).
Второй столбец – осознаваемые мотивации, осознаваемые страхи, препятствия, желания и цели, которые стоят за поверхностным уровнем. Это то, что мы более или менее фиксируем на сознательном уровне, то, над чем мы размышляем, что думаем о рассматриваемом вопросе. Данные ассоциации обычно показывают, что нас мотивирует, что стоит за «сознательными» целями, в том числе впитанные общественные установки, стереотипы, которыми мы руководствуемся, и пр.
Третий столбец – обычно это менее фиксируемые сознанием чувства, желания, мотивации, цели, страхи и пр. Здесь могут отражаться наши настоящие чувства, мысли, эмоции и желания, связанные с рассматриваемым вопросом.
Четвертый столбец – неосознаваемые страхи, проблемы, блоки, препятствия, мешающие достижению целей. На этом этапе могут проявляться внутренние конфликты и противоречия, непроработанные проблемы из прошлого, которые отражаются на настоящем, и пр.
Также посмотрите на то, позитивные или негативные слова вы написали в каждом столбце и на то, увеличивается ли позитив/негатив от столбца к столбцу. Если да, то подумайте, с чем это связано конкретно в вашем случае? Вызвали ли какие-то ассоциации особенно позитивный, мотивирующий отклик? Сфокусируйтесь на них.
Проанализируйте также, какие из ассоциаций непосредственно ваши, а какие привнесены извне. Действительно ли вы поддерживаете привнесенные установки или скорее опасаетесь идти наперекор обществу/близким? Примеры подобных установок – «Нужно обязательно выйти замуж и родить детей» (кому нужно? Одно дело – если вы сами этого хотите, и другое – если это навязанные установки, которые лично вам в действительности неблизки); «Большие деньги бывают только у преступников, их нельзя заработать честно» (если вам кажется, что не стоит и пытаться зарабатывать больше, чем сейчас, но при этом ваша цель связана именно с деньгами, почитайте о крабовом менталитете и о выученной беспомощности). Возможно, именно такие привнесенные установки создают внутренний конфликт.